Чем грозит отказ принимать платежную карту?

1450444519_pic5_1

Грозит ли торговому предприятию административная ответственность, если оно откажет клиенту принять его платежную карту для оплаты товара?

Согласно Кодексу

Как гласит Кодекс об административных правонарушениях, физлицо, вступая в отношения с торговой компанией, является обычно потребителем. Если его права в данном случае нарушаются, это квалифицируется как деяние, которое может повлечь за собой административную ответственность.

Одно из таких нарушений – невозможность оплатить товар в той форме, в которой удобно покупателю, в том числе – с помощью платежной карты. Причем отвечать торговая организация обязана, только когда по закону она должна обеспечить своему клиенту определенную возможность. Об этом идет речь в части четвертой статьи 14.8.

Нарушителя закона могут оштрафовать. Сумма штрафа определяется тем, кто именно привлекается к ответственности. Если это лицо, занимающее в компании руководящую должность или же ИП, штраф варьируются от пятнадцати до тридцати тысяч рублей.

Юрлицам грозит от тридцати до пятидесяти тысяч. Данная норма начала действовать в России с первого января 2015 года.

Права потребителя

Рассмотренная выше статья перекликается с законом о защите прав потребителей, с его статьей номер 16.1, которая действует с пятого мая 2014-го.

В ней говорится об обязанности торговой организации или продавца создать условия для покупателя, чтобы он мог оплатить товар с помощью платежной карты. Но это правило относится только к тем субъектам торговли, чья выручка за год выше максимальных цифр, которые действуют для микропредприятий. Учитывается выручка, куда не входит НДС. Начиная с 25 июля, этот показатель установлен в России в сумме 120 миллионов рублей, что прописано в правительственном Постановлении за номером 702. До этой даты максимально выручка фиксировалась на уровне шестьдесят миллионов рублей в год.

Балансовая стоимость активов, то есть стоимость остаточная средств основных и активов нематериальных, не имеет значения.

Все это означает, что торговое предприятие должно, согласно Закону номер 2300-1, создать для своих клиентов условия, когда они могут платить за товары, используя платежные карты, действующих в рамках национальных систем.

Что такое национальная платежная система?

Терминология, относящаяся к национальным платежным инструментам, о которых идет речь в статье 16.1 2300-1-го Закона РФ, приводится в Законе номер 161, выпущенном в июне 2011 года. Пятого мая 2014 года в него была внесена глава номер 4.1, которая уже менялась в 2014 году согласно введенному тогда ФЗ номер 319.

В статье номер 30.1 161-го закона оговаривается, что национальная система платежных карт (НСПК) – это система, которая была сформирована и работает в согласии с главой 4.1. Ее задача – обеспечить возможность  беспрерывных, эффективных и доступных услуг, касающихся перевода денег.

В национальной системе переводы проводятся при помощи платежных инструментов национального типа. Кроме того, предоставляются услуги в рамках инфраструктуры платежной системы в сфере переводов на территории России. При этом используются платежные карты международного характера.

В число платежных инструментов национальных входят карты платежные и другие средства электронного типа, которые доступны для клиентов через участников национальной системы.

Международные карты соответствуют определенным характеристикам:

  • их эмитировали кредитные организации, чьи офисы действуют на территории двух и больше стран;
  • они обозначены товарным знаком единого образца — знаком обслуживания, права на владение которым имеет иностранное юрлицо, учитывающее в качестве личного закона законодательство другой страны; официальный знак в системе обслуживания НСПК – значок графический рубля, который одобрен Центробанком России.

Все это означает, что карты банков платежных систем международного типа, например, MasterCard и Visa, не относятся к платежным инструментам национального плана. Это уже оговаривалось Роспотребнадзором в Письме от 22 июля 2015 года под названием «О разъяснении законодательства» и в Информации, выпущенной первого января 2015-го, где говорится о том, как защищаются права потребителей в процессе применения платежных инструментов национального масштаба.

Практическое применение

Национальная платежная система создается на базе оператора в виде АО «Национальная система платежных карт». Оно организовано в июле 2014 года, четвертого августа того же года заработало.

Сегодня АО занимается проведением мероприятий, цель которых – развивать национальные платежные инструменты. Первая национальная карта должна выйти в декабре 2015-го. Она будет называться «МИР».

К запланированному моменту будет проводиться опробование карт в тестовом режиме в сети эквайринга банков пилотного проекта. Такие карты начнут эмитироваться.

Вывод

На основании изложенного можно сделать вывод: российские потребители сейчас не могут платить за товары при помощи карт национальных систем. Международные карты торговые организации принимать не обязаны: такого требования нет в отечественном законодательстве.

Это значит, что предприятие торговли не может привлекаться к ответственности административного типа, если не даст возможности клиенту расплатиться за товар платежной картой. И это продлится, пока не заработают карты национальных систем.
Источник:   юридический отдел «1Капиталь».

Related posts:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Добавить комментарий