Журнал Клуба Бизнесменов | Успех, бизнес, финансы


April 19, 2006

УПРАВЛЕНИЕ БОЛЬШИМИ ГРУППАМИ (PR)

Filed under: Основная — Admin @ 11:22 am

Общественность (отрывок)
Масса и толпа обладают минимальной структурированностью. Более структурированные формы больших групп обладают существенно отличными характеристиками своего функционирования. Часто массовое поведение, отвечая на некий вызов, организуется в некое движение. Оно перестает быть массовым поведением и становится общественным, обретая структуру, программу, традиции, правила, субкультуру, внутригрупповую установку, групповое сознание.
Общественностью называют группу людей, которые сталкиваются с какой-то проблемой, разделяются во мнениях относительно подхода к решению этой проблемы и вступают в дискурс, посвященный этой проблеме. В рамках общественности происходят выдвижение каких-то аргументов, их критика и столкновение с контраргументами.
Общественность возникает не в результате замысла, а в качестве естественного отклика на определенную ситуацию. Она не существует в качестве устоявшейся группы, ее поведение не предписывается никакими традициями или культурными моделями. По сути общественность есть группа, позиционированная по отношению к некой проблеме, которая тем самым становится общественной проблемой.
Например, некая судебная ошибка не является сама по себе общественной проблемой. Но если вдруг возникает широкий интерес к ней, широкое общественное обсуждение и позиционирование людей в отношении этой судебной ошибки, она превращается в общественную проблему, вокруг которой возникает соответствующая общественность.
Общественностью в широком смысле называют вообще всю совокупность индивидов, включенных хотя бы в одну локальную общественность. Именно в этом смысле это слово часто упоминается в прессе и обыденной речи.
Индивиды внутри общественности интенсифицируют свое самосознание и обостряют свои способности к критическим суждениям, в то время как в толпе они скорее теряют самосознание и обретают внушаемость. Дискурс способствует противопоставлению, а не единодушию толпы. Но при этом дискурс влечет если и не сближение позиций, то выстраивание общего ментального поля данной общественности.
В результате вырабатывается некое общественное мнение - равнодействующая тенденция, установленная в борьбе между позициями дискурса. Общественное мнение всегда стремится к какому-то решению, которое делает возможным согласованное действие, не обязательно основанное на консенсусе, контакте или случайном совпадении индивидуальных выборов.
Иногда имеет место поляризация, когда таких равнодействующих две, и вокруг них кристаллизуются примерно равные подгруппы.
Эффективность дискурса требует некоего общего языка, то есть понятийной системы. В силу этого формирование общественности из представителей достаточно различных кругов оказывается просто невозможным. Поляризация происходит и в случае столкновения несовместимых идеологий (католичества и протестантизма, либерализма и коммунизма и т.п.).
В структуре общественности можно выделить группы интересов и незаинтересованную или менее заинтересованную часть, которая в результате оказывается в роли судьи или арбитра, особенно при значительном численном и ресурсном превосходстве над группами интересов. Группы интересов в рамках дискурса всегда стремятся завоевать поддержку и лояльность со стороны внешней незаинтересованной группы.
Следствием этой заинтересованности является применение пропаганды и манипуляций, которые разрушают рациональный дискурс и включают механизмы массовизации. Пропаганда стремится добиться принятия заданной точки зрения не на основе ее достоинств, а апеллируя к каким-то иным, обычно эмоциональным, мотивам. Она включает истерические и невротические симптомы, апеллирует к предрассудкам. В результате общественное мнение становится переменчивым, обретает иррациональную природу.
Очень часто общественность порождает толпу, когда достаточное число ее членов собирается в одном месте. Рождается толчея и начинается процесс становления толпы.
Еще чаще встречается процесс превращение общественности в манипулируемую массу. Это является как раз следствием пропагандистского манипулирования. Мы были свидетелями, как манипулирование общественностью, навязывание ей простых идей типа антикоммунизма и \”рыночной\” экономики повлекло ее быструю массовизацию и последующий крах общества. Массовизации подверглось и общественное мнение Европы в отношении Югославии, что в 1999 году породило кризис, сказавшийся на судьбах…
Дата опубликования: 2006-04-18

No Comments »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.


Все авторские права сохранены | Powered by MasterIT | Форум Бизнес клуба | © Бизнес клуб

Яндекс.МетрикаBusiness Key Top Sites